BMW M7 reality

 

BMW M7 reality

GOOL



BMW M7 • Студия AV-Studio

Задача получить трёхмерное изображение на плоском, двумерном экране волновала продвинутые умы человечества ещё с позапрошлого века. Довольно быстро умы поняли (на то они и лучшие), что всё получится, если каждый глаз зрителя будет видеть свою, предназначенную только ему картинку. Первым из известных и доживших до наших дней методов получения объёма стал анаглифный (от греч. anagliphos — «рельефный»), когда картинки для правого и левого глаза красят в разные цвета, красный и зелёный, например. Надев специальные очки с красным и зелёным стёклами, зритель может наслаждаться стереокартинкой, правда, чёрно-белой.

С ТЕХ ПОР ПРОГРЕСС ПРОДВИнулся не шибко далеко, революционных прорывов как-то не случилось. Картинки, правда, научились делать движущимися и цветными, но принцип остался тот же — надевай очки и смотри в экран, на который спроецированы два изображения. В своё время малый зал кинотеатра «Октябрьский» даже специализировался на шедеврах отечественной стереокинематографии. Один «Таинственный монах» чего стоил...

Звук при этом, отметим для истории, многоканальным не был. На том вечер воспоминаний и закроем, переместившись в наше время, где есть IMAX, звук 5.1 и в котором разворачиваются события, относящиеся к этому BMW M7.

«BMW M сколько?» — спросит знаток баварских автомобилей. Вроде бы о предстоящем выпуске «супербимера» М7 циркулируют пока только слухи и шпионские фото... Но это у них. А у нас владелец классической, проверенной временем «семёрки» для начала форсировал машину самым радикальным образом и, если верить измерительному стенду, довёл мощность двигателя до 380 л.с. при крутящем моменте 510 Нм. С таким зарядом под капотом дополнить шильдик BMW на крышке багажника еще двумя символами было не только простительной, но и совершенно естественной вольностью.

Радикалы тюнинга редко останавливаются, и из богатого выбора педалей они предпочитают крайнюю правую. Закончив с тюнингом, как таковым, владелец перестроился на соседнюю полосу и занялся тюнингом правильным. Звуковым. Вот тут-то и начинается стереокино.

Позвонив в AV-Studio, хозяин М7 поначалу даже и не подозревал, что своим техническим заданием подвигнул установщиков на практическое решение задачи не намного более простой, чем размещение на одном экране двух независимых изображений. А требовалось, ни много ни мало, совместить в салоне одного автомобиля высококачественный, без всяких скидок, стереозвук с многоканальным театральным звуком для всех участников движения, собравшихся в салоне. Плюс обеспечить раздачу изображения с трёх бортовых источников на три устройства отображения. Независимую раздачу, заметьте. Понятно, что водитель, как главный управляющий аудиовидеосистемой, должен был получить некоторый приоритет, поэтому его выбор будет слышен и всем попутчикам. А если кто во втором ряду не интересуется рок-музыкой старой закалки, то для них есть наушники и полная свобода выбрать любую другую аудио- или видеоинформацию независимо даже от соседа по дивану.

Если вы вспомните недавний материал о специализированной мобильной театральной системе, то эта — прямая противоположность той. Никакой специализации, оба «звуковых изображения» воспроизводятся, как позже показало прослушивание-просматривание, абсолютно бескомпромиссно.

Разбор системной стереопанорамы начнём с картинки, ну, скажем, для левого глаза, правый можно зажмурить ненадолго. Звуковые носители с закалённым роком — Led Zeppelin, Slade, «Ария» и пр. — могут быть считаны двумя источниками, CD-ресивером Alpine CDA-9813R и мультиформатным чейнджером DHA-S680P. Ресивер передает сигнал по шине Ai-Net на дальнейшую обработку в процессор Alpine PXA-H700. Чейнджер же связан с процессором двумя способами — по оптике напрямую и по Ai-Net через коммутатор Alpine KCA-410C. После проведения в процессоре быстрых математических операций по коррекции АЧХ, задержке и дележке на частотные полосы сигнал по четырём стереопарам поступает на усиление.

Фронтальный сигнал СЧ/ВЧ-диапазона первой пары, «подрезанный» процессором снизу на 160 Гц 12 дБ/окт., делится по специализации излучателей встроенным кроссовером усилителя Phoenix Gold Ti500.4. Частота раздела составляет 3,7 кГц с крутизной спада АЧХ 24 дБ/окт. В качестве нагрузки всех четырёх каналов использованы твитеры и мидрейнджи из трёхполосного комплекта Boston PS 6.53.

Вторая стереопара доводит НЧ-сигнал фронта, отфильтрованный процессором в диапазоне 50 — 180 Гц с крутизной спада 12 дБ/окт., до пары каналов другого усилителя Ti500.4. Нагрузка — НЧ-головки из комплекта PS 6.53.

Тыловой сигнал третьей стереопары усиливается второй парой каналов этого же усилителя. Здесь процессор готовит сигнал тыла по классическим канонам, спад сверху и снизу 6 дБ/окт., частота среза ФВЧ 71 Гц и ФНЧ — 12,5 кГц. Разборный коаксиальный комплект Boston PS 5.5 с таким спектром справляется играючи.

Суббас в системе лежит ниже 90 Гц с крутизной спада АЧХ 18 дБ/окт. Четвёртая стереопара, выходящая из процессора, доносит этот сигнал до двухканального сабвуферного усилителя Phoenix Gold Ti600.2. Выходные каскады компонента работают в мостовом включении на 4-омную звуковую катушку SoundStream EXW-12.

Вспомогательная силовая арматура Phoenix Gold включает в себя пару конденсаторов Titanium ёмкостью 1 Ф, цифровой вольтметр и пару дистрибьюторов, на плюсовую и минусовую шину питания.



Вторая часть системной стереопанорамы поясняет хитросплетения активных компонентов и кабелей для передачи видео и полагающегося к нему звука. Источниками могут быть три устройства: уже упомянутый DVD-чейнджер DHA-S680P, игровая приставка Sony Playstation 2 и OEM ТВ-приёмник, установленный в машину на заводе. Смотреть тоже можно в трёх местах — через OEM ЖКИ-монитор на центральной консоли, который по совместительству работает картой навигационной системы, или через пару 7-дюймовых ЖКИ-панелей Alpine TME-M760. Штатный заводской монитор дорастили до универсальности мониторов Alpine вживлением аудио- и видеовходов. Любой из трёх источников подключается к любому из трёх экранов. Исключение сделано для сигнала с игровой приставки, который на монитор консоли передать нельзя (было бы удивительно, если бы сидящему за рулём такой «семёрки» BMW понадобилось во что-то играть на экране). Для «запуска» звукового сигнала в шину Ai-Net с ТВ-приёмника и приставки служит всё тот же коммутатор KCA-410C.

Если теперь взглянуть на схему полноценно, то есть двумя глазами, то открывшаяся панорама покажет нам бескомпромиссную процессорную систему с раздельным усилением по трём полосам фронта для мобильного звука и мобильного театра. Бледное, по нашим меркам, заводское подобие стерео и видео оставлено нетронутым для сохранения функций навигационной системы. Прошлое и будущее взаимодействуют между собой только при поступлении телефонного звонка или по сигналу навигационной системы, когда звук стереотеатра автоматически приглушается на время. Это как будто вышел из кинозала, и пропали все три измерения.

А как удалось вписать трёхмерные сущности в салон умощнённого баварского седана? Как водится в аудиосистемостроении, салон автомобиля разобрали и провели подробное вибродемпфирование и шумоизоляцию дверей и задней полки различными сортами покрытий STP. Кожаная обивка получила радикальное обновление по цветовой гамме в специфической синеве Phoenix Gold. Вновь установленные деревянные вставки выполнены из канадского клёна, тонированного в направлении той же фирменной цветовой палитры. Разные источники света заставляют полированное дерево переливаться оттенками от почти сиреневого до глубоко морского.

Установка CD-ресивера выполнена разнесённым способом, который из-за нехватки монтажной глубины часто применяется для двухколёсных транспортных средств. Съёмная панель помещена на центральный тоннель, перед ручкой АКПП, а все прочие электрические и механические потроха установлены на откидную крышку перчаточного ящика. Сверху утилитарная жесть задника ресивера закрыта кожухом, обтянутым мохнатым ковролином, лишь впереди оставлена щель для загрузки дисков. Вытянутый вперёд «язык» кожуха закрывает собой подвижные лапы отсутствующей передней панели, демонтировать их нельзя, у «головы» повреждается рассудок.

Панель управления процессором вмонтирована в небольшой объём подлокотника первого ряда сидений. Заводская крышка удобно закрывает органы управления от случайного нажатия. В задней стенке подлокотника, той, которая смотрит на пассажиров второго ряда, установлены разъёмы для подключения наушников.

Дверная заводская акустика и места её монтажа оставлены нетронутыми для обеспечения хорошей разборчивости телефонной hands free (это, кажется, единственное достоинство штатной акустики). Новые подиумы вуферов интегрированы в дверные карманы таким образом, что, по рассказам установщиков, те, кто видел готовый вариант системы, спрашивали номер детали по каталогу аксессуаров BMW. Мы, внимательно осмотрев, пощупав и обстукав подиумы, можем подтвердить правдоподобность этого эпизода. Мидрейнджи установлены в кикпанели, глубоко в ногах седоков переднего ряда сидений. Объём свободного пространства за стенками киков составляет около 2 литров. Твитеры сориентированы «по-процессорному», на слушателей, и утоплены в маленькие подиумы из композита в уголках крепления боковых зеркал.

В задней части стереотеатра панели ЖКИ-мониторов установлены без затей в подголовники передних сидений. Заводская акустика оставлена нетронутой и в задних дверях, а динамики тыловых каналов помещены в бывшие короба штатных «как бы сабвуферов», справа и слева в задней полке. Вентилируемое исполнение коробов изменено на герметичное объёмом по 3 литра. От коаксиального варианта динамиков Boston пришлось отказаться, так как твитеры подпирали защитные сетки, и поэтому был задействован предусмотренный изготовителем компонентный монтаж. Ровно посередине задней полки, под декоративной накладкой, установлена игровая приставка, гнёзда для карт памяти и лоток для дисков доступны с заднего сиденья.

Откинутый подлокотник открывает путь в салон для суббасовых звуков. Для защиты диффузора от повреждений «окно» саба закрыто металлической сеткой, обтянутой акустически прозрачной тканью. Сабвуфер выполнен в виде закрытого ящика объёмом 32 литра, который размещён в багажнике сразу за спинкой заднего сиденья. Силовая часть системы равномерно распределена по полу багажника и стенке сабвуфера и подсвечена синевой «от Phoenix Gold».

Памятуя про закалённый рок, мы скармливали мохнатому «заднику» ресивера наш «NAIM Sampler» с опаской, ожидая некоторой слабости системы на малой громкости. Но лишний раз подтвердился факт, что толково спроектированная, правильно установленная и, самое главное, настроенная система способна проявить широчайшую жанровую универсальность. Согласитесь, если стереокино есть, то оно есть, и никуда деться уже не может, если, конечно, не снимать стереоочки, то есть не переключаться на заводской звук из-за телефонного звонка.

Во время прослушивании первой дорожки автор системы, Александр Лысенко, как человек скромный (иногда), всячески принижал достоинства получившейся «стереокартинки», ссылаясь на её неразмятость и неразогретость. И в запале дискуссии о минимальных сроках прогрева он в какой-то момент переменил положение своего тела на месте пассажира переднего сиденья. В тот же момент слегка до этого косая на один бок сцена вдруг вернулась на место. Я попросил собеседника сесть как раньше — так и есть, сползло вправо и вниз. А почему, спросите вы? В «семёрках» BMW ниши для ног передних седоков довольно глубокие, а значит, и кикпанели сидят там же, в тёмной глубине. Акустически непрозрачная нога г-на Лысенко (или же его традиционный модельный ковбойский сапог, еще более непрозрачный) закрыла дальний СЧ-излучатель, перекосив, таким образом, столь любимую у нас в автозвуке сцену, ведь машина оборудовалась в расчёте только на водителя и двух пассажиров во втором ряду. А вы как хотели, стереокино тоже видно не с каждой точки, есть специальные схемы рассадки зрителей, целая наука.

В целом «Sampler» прозвучал очень хорошо, инструменты на №4 были динамичны и разборчивы, оркестровое тутти на №5 — как порыв музыкантов, а не просто как изменение громкости, а партия бас-гитары на №8 покорила своей внятностью и рельефностью. На дорожке №11 саксофон играл абсолютно без намёка на визгливость, правда, высокие частоты показались суховаты. Мы не стали долго задерживаться на нашем референсном материале, а плавно перешли к тематически закалённой музыке с богатым и насыщенным спектром. Вот здесь система показала свой потенциал по возможностям звучать разборчиво и внятно, с чёткой прорисовкой каждого инструмента на предельном уровне громкости. Нижним басом остался доволен даже сам г-н Лысенко, что, как мне объяснили, с ним случается нечасто. Сам же могу подтвердить: рельеф звучания даже самой нижней струны бас-гитары, а это первейший инструмент в рок-музыке, был слышен отчётливо и без видимых усилий со стороны сабвуферной системы. Такой звук хорош и сам по себе, а когда идёт в придачу к хорошему видеоряду, никаких очков не надо, полный эффект присутствия обеспечен. Только не забыть бы выключить телефон и навигацию...

АВТОМОБИЛЬ: BMW M7 (бывш. 740)

ИСТОЧНИК: Alpine CDA-9813R, DHA-S680P

ПРОЦЕССОР: Alpine PXA-H700

МОНИТОРЫ: Alpine TME-M760

УСИЛИТЕЛИ: Phoenix Gold Ti500.4, Ti600.2

АКУСТИКА: Boston PS 6.53, PS 5.5

САБВУФЕРЫ: SoundStream EXW-12

СТУДИЯ: AV-Studio


M7... Такой еще нет? Ну, значит, будет.



РАДИКАЛЫ ТЮНИНГА РЕДКО ОСТАНАВЛИВАЮТСЯ: ИЗ БОГАТОГО ВЫБОРА ПЕДАЛЕЙ ОНИ ПРЕДПОЧИТАЮТ КРАЙНЮЮ ПРАВУЮ.



Электрические и механические потроха CD-ресивера установлены на откидную крышку перчаточного ящика.



По рассказам установщиков, те, кто видел готовые подиумы, спрашивали номер детали по каталогу аксессуаров BMW.



Мидрейнджи установлены в кикпанели, глубоко в ногах седоков переднего ряда сидений.



Съёмная панель CD-ресивера помещена на центральный тоннель, перед ручкой АКПП.



Твитеры сориентированы «по-процессорному», на слушателей.



Панель управления процессором вмонтирована в небольшой объём подлокотника первого ряда сидений.

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ АУДИОСИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ МЕЖДУ СОБОЙ ТОЛЬКО ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ТЕЛЕФОННОГО ЗВОНКА ИЛИ ПО СИГНАЛУ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ.





В задней части стереотеатра панели ЖКИ-мониторов установлены без затей в подголовники передних сидений.



Откинутый подлокотник открывает путь в салон для суббасовых звуков.



Посередине задней полки, под декоративной накладкой, установлена игровая приставка, гнёзда для карт памяти и лоток для дисков доступны с заднего сиденья.



Внутри подлокотника — емкость для игровых аксессуаров.



Динамики тыловых каналов установлены в бывшие короба штатных «как бы сабвуферов» в задней полке.

ХОЗЯИН М7 И НЕ ПОДОЗРЕВАЛ, НА РЕШЕНИЕ КАКОЙ ЗАДАЧИ ОН ВДОХНОВИЛ УСТАНОВЩИКОВ.



ЛИШНИЙ РАЗ ПОДТВЕРДИЛСЯ ФАКТ, ЧТО ПРАВИЛЬНО УСТАНОВЛЕННАЯ И, ГЛАВНОЕ, НАСТРОЕННАЯ СИСТЕМА СПОСОБНА НА ЖАНРОВУЮ УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ.



Силовая часть системы равномерно распределена по полу багажника и стенке сабвуфера и подсвечена синевой «от Phoenix Gold».


Создан 03 сен 2005



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником